Дело №2а-842/2025
УИД 73RS0001-01-2025-000501-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2025 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд города Ульяновска в составе
судьи А.А. Жилкиной,
при секретаре К.А. Анастасиной,
с участием: --------
в отсутствие: представителя административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Общественной организации территориальное общественное самоуправление города Ульяновска «Островский» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Управление министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее - административный истец, Управление) обратилось в суд с административным иском к ТОС «Островский» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование иска указано, что ТОС «Островский» зарегистрирована Управлением ДД.ММ.ГГГГ и расположена по адресу: <адрес>. В нарушение приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 N 185 "О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" положений федерального законодательства организация не представляла в Управление предусмотренную законодательством Российской Федерации отчетность о деятельности, о персональном составе ее руководящих органов по форме №№ а также отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) имущество от указанных источников по форме №№ а также заявление, подтверждающее соответствие организации п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", не исполнила обязанность по размещению в сети «Интернет» отчета о своей деятельности) в ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление от председателя ТОС «Островский» Шамшиевой Э.З. поступило заявление с просьбой оказания содействия в ликвидации организации в судебном порядке, т.к. организация не имеет денежных средств для процедуры ликвидации.
По факту непредставления вышеуказанных отчетов Управление в силу постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» лишено возможности внести в адрес ТОС «Островский» письменное предупреждение и составить протокол об административном правонарушении.
В связи с чем, просит суд ликвидировать ТОС «Островский» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца извещенный надлежащим образом, не явился, в представленном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
Административный ответчик ТОС «Островский», надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества не представил, позиции относительно спора в суд не направил.
Заинтересованное лицо УФНС России по Ульяновской области, ОСФР по Ульяновской области, извещенные надлежащим образом, не явились, в представленных отзывах просило о рассмотрения дела в отсутствие представителя, указали на отсутствие у ТОС «Островский» отрицательного сальдо ЕНС и задолженности по уплате страховых взносов.
Суд, исследовав представленные доказательства, считает возможным удовлетворить требования по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пунктом 3, 3.1, 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") определено, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным органом.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
В судебном заседании установлено, что ТОС «Островский» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ и расположена по адресу: <адрес>.
Председателем организации, согласно сведениям ЕГР юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ значится Шамшиева Э.З.
Согласно подпункту "а" пункта 2 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2021 N 185 "О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" некоммерческие организации представляют в Минюст России (территориальный орган Минюста России) отчетность по формам NN OH0001, ОН0002 ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "д" пункта 2 вышеуказанного приказа Минюста России некоммерческая организация, учредителями (участниками, членами) которой не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, не имевшая в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, а также если поступления имущества и денежных средств такой некоммерческой организации в течение года составили до трех миллионов рублей, представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) заявление, подтверждающее ее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В нарушение вышеуказанного законодательства ответчик не представил в Управление предусмотренную законодательством Российской Федерации отчетность за 2022 - 2023 годы.
Установлено, что до настоящего времени нарушения законодательства Российской Федерации ТОС «Островский» не устранены.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется; 6) в иных случаях, предусмотренных законом.
С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).
Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом (п. 1.1 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях").
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, и законодательству Российской Федерации (пункт 68 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 25).
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций. Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, бездействие ТОС «Островский», выразившееся в непредставлении отчетности нарушает действующее законодательство.
Административным ответчиком допущено неоднократное и грубое нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций; каких-либо адекватных и своевременных мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято; данных о том, что организация на настоящее время устранила допущенные нарушения суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ приходит к выводу о том, что имеются основаниям для ликвидации юридического лица и исключения его из ЕГРЮЛ.
При этом суд учитывает, что без достоверных данных контролирующие органы лишены возможности реализовать возложенные на них государственные функции по осуществлению надзора за соответствием деятельности некоммерческой организации ее уставным целям, задачам, а также за соблюдением организацией, в целом законодательства Российской Федерации, что является недопустимым в действующем правопорядке.
По делу предоставлены объективные доказательства, оснований не доверять которым не имеется, о нарушении некоммерческой организацией законодательства. Оснований полагать, что выявленные нарушения носят незначительный характер не имеется, поскольку предоставление документов, содержащих отчет о деятельности организации в такой ситуации, когда контролирующему органу за два года не представлены сведения, предусмотренные п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 ФЗ N 7-ФЗ от 12.01.1996, очевидно, рассматривается как соразмерная допущенным юридическим лицо нарушениям законодательства и вызванными ими последствиям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Общественной организации территориальное общественное самоуправление города Ульяновска «Островский» о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ - удовлетворить.
Общественную организацию территориальное общественное самоуправление города Ульяновска «Островский», зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН №, ИНН №, КПП №, расположенную по адресу: <адрес>, ликвидировать и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Жилкина